Москва
Пн.-Пт.: с 09.00 до 20.00
Санкт-Петербург Волгоград Екатеринбург
Выберите город
+7 (495) 215-51-99

Практический опыт организации занятий с детьми с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития

Практический опыт организации занятий с детьми с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития

При работе с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития и проблемы со зрением, важно учитывать множество факторов. Эта статья поможет вам разобраться, как правильно организовать занятия и создать комфортные условия для таких детей.

Как влияют ранние условия на развитие ребенка

Многие дети с нарушениями развития и проблемами со зрением рождаются преждевременно или с тяжелыми патологиями, которые требуют немедленного медицинского вмешательства. Такие дети часто оказываются в реанимации сразу после рождения. Здесь они подвергаются множеству медицинских процедур, которые могут быть болезненными и лишают их привычного сенсорного опыта: объятий, качаний, прикосновений. Контакт с родителями в этот период крайне ограничен, что сказывается на развитии ребенка.

Переход из реанимации в отделение патологии новорожденных

Когда состояние ребенка стабилизируется, его переводят в отделение патологии новорожденных или в хоспис. В этих условиях у ребенка появляется возможность ощутить близость семьи: объятия, покачивания, звуки и прикосновения. Однако это не заменяет домашнюю обстановку, что также важно учитывать при планировании занятий с ребенком.

Важность наблюдения за ребенком

Прежде чем начинать занятия с ребенком, важно изучить его поведение и реакцию на окружающую среду. Например, дети с нарушениями зрения часто имеют повышенную кожную чувствительность, особенно в зонах, которые подвергались болезненным медицинским манипуляциям. Эти зоны можно условно разделить на "телесный светофор": красные (недопустимы к прикосновению), оранжевые (разрешены только близким) и зеленые (разрешены всем).

Формирование правильного позиционирования

Одним из ключевых аспектов в работе с детьми с нарушениями развития является правильное позиционирование. Важно создать удобные условия для ребенка, чтобы он чувствовал себя безопасно и комфортно. Начальная поза, как правило, — это лежание на спине с поддержкой под головой, плечами и шеей. Это помогает избежать перенапряжения мышц и улучшает восприятие окружающего мира.

Как помочь ребенку изучать окружающее пространство

Дети с нарушениями зрения часто ориентируются на слух и тактильные ощущения. Важно предоставить ребенку возможность ощупывать окружающие предметы. Начните с тех предметов, которые находятся рядом с ним, таких как подушка или ваша рука. Обязательно проговаривайте названия предметов, чтобы у ребенка сформировалось представление о мире вокруг.

Использование терапевтической комнаты Лилли Нильсен

Терапевтическая комната Лилли Нильсен — отличное средство для развития ориентации в пространстве у детей с нарушениями зрения. В этой комнате ребенок учится определять расстояния до предметов при помощи звуков и эхолокации. Это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве и развивать тактильные и звуковые ощущения.

Заключение

Занятия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития и проблемами со зрением требуют особого подхода. Учитывая прошлый опыт ребенка и создавая комфортные условия, вы сможете помочь ему развиваться и адаптироваться к окружающему миру.


Автор статьи: Оксана Шелепова

Записаться на прием
Наш менеджер перезвонит вам в течении нескольких часов
или звоните
+7 (495) 215-51-99