Реабилитация детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР)

Одно из важных направлений деятельности центра "Место заботы" – реабилитация детей с ЗПРР, задержкой психоречевого развития. Большой опыт, высокая квалификация специалистов, искреннее стремление помочь позволяют нам решать сложные задачи и добиваться успеха.
ЗПРР: что это такое
Бывает так, что ребенок отстает от сверстников в психическом развитии. В этом случае ему ставят диагноз ЗПР – задержка психического развития. Такие дети испытывают проблемы с концентрацией внимания, им сложно усваивать академические знания. Если проблему вовремя не скорректировать, человек, став взрослым, будет демонстрировать признаки детского мышления.
Также бывает, что ребенок отстает от сверстников в речевом развитии. Это ЗРР – задержка речевого развития. У таких детей недостаточный словарный запас, они испытывают сложности с фразовой и связной речью, плохо умеют пользоваться экспрессивной речью. Проще говоря, ребенок умеет говорить, но это ему дается сложнее, чем сверстникам.
Психическое и речевое развитие тесно связаны. Поэтому у одного и того же ребенка могут проявляться признаки ЗПР и ЗРР. В этом случае ставят диагноз ЗПРР – задержка психического и речевого развития.
Нарушения развития – не приговор
Само слово "задержка" означает, что нарушения речевого или психического развития – это временное состояние. Проблему можно решить полностью или хотя бы частично. Современные методы реабилитации дают возможность если не устранить, то хотя бы заметно ослабить, смягчить проявления ЗПРР и помочь ребенку догнать сверстников.
Но для этого нужно работать. Коррекцией ЗПРР должны заниматься опытные специалисты, которые:
- определят причину задержек в развитии;
- разработают программу занятий, учитывающую индивидуальные особенности ребенка.
Именно такие специалисты работают в центре "Место заботы".
Многое зависит и от родителей. Они должны регулярно приводить детей на занятия, а дома – выполнять с ними несложные упражнения, которым мы их научим.
Основные признаки ЗПРР
Как понять, что у ребенка задержки в психическом и речевом развитии? Точный диагноз может поставить только врач. Но родителям необходимо обратить внимание на несколько характерных признаков, которые могут указывать на проблему.
- К двум годам ребенок не может составить простейшие фразы из двух слов, к трем годам не владеет связной речью.
- К четырем годам ребенок заметно отстает от сверстников в речевом развитии.
- У ребенка маленький словарный запас, ему сложно выразить свои желания и просьбы.
- Ребенок не договаривает части слов.
- Есть проблемы с концентрацией внимания.
- Сложности с одновременным выполнением нескольких задач.
- Нарушения восприятия: например, ребенок может идентифицировать предмет, но неспособен узнать его в незнакомой обстановке.
- Недостаточность эмоционально-волевой сферы, нежелание выполнять задачи, если они не вызывают интереса, не приносят положительных эмоций.
- Сложности с логикой, обобщением, сопоставлением информации.
Все начинается с диагностики
Реабилитация детей начинается с диагностики. Команда специалистов оценивает психическое и речевое развитие ребенка, определяет проблемы, устанавливает их причины. Полученная информация используется для составления индивидуальной реабилитационной программы.
Обычно мы используем комплексную терапию, потому что именно она обеспечивает наибольшую эффективность. Не существует какой-то единственной чудесной методики, которая решает все проблемы, касающиеся психического развития. Но есть множество методов, которые можно комбинировать между собой. Какие именно методы будут эффективны в вашем конкретном случае, сколько занятий понадобится – на эти и прочие подобные вопросы можно ответить только после диагностики.
Периодически специалисты проводят промежуточную диагностику. Это нужно для того, чтобы оценить эффективность терапии и при необходимости скорректировать программу реабилитации.
Методы реабилитации
Основные направления, которые используются в работе с детьми с ЗПРР:
- логопедия, нейрологопедия – занятия направлены на то, чтобы вызвать речь, если она вообще отсутствует, помочь ребенку с правильным глотанием и жеванием, скорректировать звукопроизношение, темп речи;
- дефектология – упражнения на развитие памяти, внимания, логического мышления, адаптация к школе;
- физиотерапия – целями являются коррекция нейродинамики, стимуляция зон роста, активизация скрытых резервов, повышение работоспособности;
- сенсомоторное развитие, сенсорная интеграция – важно развивать моторные навыки, учить ребенка получать сенсорный опыт и в дальнейшем использовать его;
- арт-терапия, музыкальная терапия – творчество оказывает на ребенка благоприятное воздействие.
Там, где это возможно, проводятся занятия в игровой форме. Так проще ребенку, так он лучше усваивает информацию, приобретает необходимые навыки. Игры-тренировки, ролевые игры, позволяющие воспроизводить важные жизненные ситуации, квесты на самостоятельность и взаимодействие с родителями дают хороший результат.
В то же время семейный психолог работает с родителями, помогает построить модель разумной поддержки без гиперопеки и ограничения самостоятельности ребенка.
Преимущества реабилитации детей с задержками развития в центре "Место заботы"
"Место заботы" – сеть реабилитационных центров, созданная для того, чтобы помогать людям. У нас есть представительства в Москве, Санкт-Петербурге и Волгограде, мы предлагаем онлайн-консультации тем, кто живет в других регионах России и странах СНГ.
Наши преимущества – это:
- высокая квалификация и большой практический опыт специалистов, которые легко находят общий язык с детьми;
- индивидуальный подход к каждому ребенку – это не красивые слова, это реальность, потому что каждый случай уникален, скорректировать ЗПРР можно только с учетом этой уникальности;
- коррекция задержек психического и речевого развития без медикаментозного лечения;
- применение эффективных современных методик – решение подбирается под каждый случай.
Если у вас есть вопросы – обращайтесь! Сотрудники центра "Место заботы" предоставят информативные консультации.